Распространённая область использования монолитного строительства – это возведение мостов. Их делают для проведения автодорог общего назначения и железнодорожных путей через русла рек и по сложному рельефу. Строят их с помощью специальной опалубки мостовых опор. Пешеходные переходы, эстакады и виадуки также могут быть созданы с использованием подобных систем.
Для этих конструкций применяют следующие типы опалубок:
- мелкощитовые из стали;
- крупнощитовые из стали;
- индивидуальные опалубочные системы;
- гидравлические подъёмно-переставные;
- консольные;
- опалубочные системы для мостовых балок.
На выбор типа опалубки влияют размеры моста, особенности рельефа, назначение и некоторые особенности проекта.
Мелкощитовые из стали используют для мостов сложной формы. Мелкие размеры дают возможность воздвигать колонны с ровными геометрическими формами.
Обычно применяют при возведении невысоких малогабаритных мостов.
Крупнощитовые из стали тоже применяют при возведении прямолинейных опор — квадратных и прямоугольных. Применяют для возведения высоких строений, которые проходят через реку или неровности рельефа. Или при формировании сплошных крупногабаритных опор, которые идут во всю ширину мостового полотна.
В случае невозможности реализации задумки проектировщика традиционными системами применяют индивидуальные опалубки.
Их разрабатывают по специальному заказу на особенных производствах. Их оригинальная форма может быть в виде цельной конструкции, и в точности повторять очертания мостовой опоры с необычными архитектурными особенностями. Нередко используют при строительстве переходов для пешеходов и иных мостовых сооружений в месте исторической застройки.
Балочно-ригельная опалубка состоит из деревянных балок, устанавливаемых вертикально и скрепляемых ригелями в единое целое. Фиксируются раскосами. Использовать такие конструкции можно для мостов с малым сечением. Небольшая стоимость покупки, транспортировки и монтажа дают им преимущество.
Одними из самых технологически сложных являются подъёмно-переставная гидравлическаяопалубка. Ее применение позволит сформировать опоры без использования тяжёлой подъёмной техники. Состоит она из пространственного каркаса, подмостей и гидравлических опор, которые можно поднять на любую высоту по направляющим рельсам. Изготовление опорных колонн при помощи такого оборудования ведётся поэтапно.
Консольная опалубка — это собранные заранее конструкции, которые крепят на предыдущий созданный участок опоры. Следовательно, проектные операции делаются по очереди. Переставляют консольную опалубку, когда предыдущий участок схватился и набрал достаточную прочность, чтобы мог удержать вес, выше смонтированной оснастки и свежего бетона. Все перемещения на площадке выполняются подъёмным краном.
Кроме опор необходимо формирование продольных балок. Они являются связующими элементами и непосредственно принимают на себя полезную нагрузку от полотна автомобильной или железной дороги. Их устройство происходит при помощи опалубки для мостовых балок.